ПОЛОЖЕНИЕ

О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В МОУ «ШУХОБОДСКАЯ ШКОЛА»

 

1.Общие положения

 

1.1.  Настоящее Положение о наставничестве в МОУ «Шухободская школа» (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

1.2.  Целевая модель наставничества МОУ «Шухободская школа» (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

1.3.  Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.

 

  1. 2.        Основные понятия и термины

 

2.1.  Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

2.2.  Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

2.3.  Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

2.4.  Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

2.5.  Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

2.6.  Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.

2.7.  Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.

2.8.  Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

  1. 3.        Цели и задачи наставничества

 

3.1.  Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МОУ «Шухободская школа».

3.2.  Основными задачами школьного наставничества являются:

  • разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
  • разработка и реализация программ наставничества;
  • реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
  • инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
  • осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
  • проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе;
  • формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
  • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного            образования.

 

  1. 4.        Организационные основы наставничества.

 

4.1.  Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

4.2.  Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе.

4.3.  Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.

4.4.  Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

4.5.  Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

4.6.  Наставляемым могут быть обучающиеся:

проявившие выдающиеся способности;

демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;

с ограниченными возможностями здоровья;

попавшие в трудную жизненную ситуацию;

имеющие проблемы с поведением;

не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.

4.7.  Наставляемыми могут быть педагоги:

молодые специалисты;

находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;

находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;

 желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.

4.8.  Наставниками могут быть:

обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;

педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

родители обучающихся - активные участники родительских советов;

выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;

сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;

успешные предприниматели или общественные       деятели, которые чувствуют

потребность передать свой опыт;

ветераны педагогического труда.

4.9.  База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

4.10.                      Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии.

4.11.                       Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.

4.12.                        Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества.

4.13.                       Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы.

4.14.                      С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.

 

  1. 5.        Реализация целевой модели наставничества.

 

5.1.  Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик».

5.2.  Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель - учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете.

5.3.  Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.

Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.

Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.

Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.

Регулярные встречи наставника и наставляемого.

Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

5.4.  Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.

5.5.  Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании.

 

  1. 6.        Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

 

6.1.  Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

6.2.  Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

оценка качества процесса реализации программы наставничества;

оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

6.3.  Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

6.4.  Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

6.5.  В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

 

  1. 7.        Обязанности наставника:

 

Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МОУ «Шухободская школа», определяющих права и обязанности.

Разработать совместно с наставляемым план наставничества.

Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.

Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.

Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.

  • Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
  • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
  • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует

подталкивает и ободряет его.

  • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
  • Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.

 

  1. 8.        Права наставника:

 

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Защищать профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
  • Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.
  • Получать психологическое сопровождение.
  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
  •  
  1. 9.        Обязанности наставляемого:

 

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МОУ «Шухободская школа», определяющих права и обязанности.
  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
  • Выполнять этапы реализации программы наставничества.

 

  1. 10.    Права наставляемого:

 

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
  • Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
  • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

 

  1. 11.    Механизмы мотивации и поощрения наставников.

 

  • Мероприятия по популяризации роли наставника.
  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
  • Выдвижение лучших наставников           на конкурсы и мероприятия           на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  • Проведение   школьного конкурса профессионального  мастерства "Наставник        года", «Лучшая пара», "Наставник+";
  • Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
  • Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества.
  • Доска почета «Лучшие наставники».
  • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
  • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
  • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся   развития         школы.

 

  1. 12.    Документы, регламентирующие наставничество.

 

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • Положение о наставничестве в МОУ «Шухободская школа»;
  • Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
  • целевая модель наставничества в МОУ «Шухободская школа»;
  • Дорожная карта внедрения системы наставничества в МОУ «Шухободская школа»;
  • Приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества в МОУ «Шухободская школа»;
  • Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников.
  • Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».

Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества»

Автор : joomla блоги