В октябре 2014 года Шухободской школе исполнилось 162 года.

В настоящее время мы учимся в просторном, светлом здании школы.


Рис. 1. Шухободская школа. Учебный корпус

Но всегда ли было так? Конечно, нет! На долю школы выпали многие испытания, а главное из них: годы Великой Отечественной войны. В преддверии великого праздника 70-летия Победы мы расскажем о трудовых подвигах наших учителей, тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

В 1940–1941 учащиеся Шухободской школы начали учебный год в новой семилетней школе.


Рис. 2. Шухободская семилетняя школа (реставрация)

Здание было перевезено с территории Молого-Шекснинской низменности, которая к тому времени затоплялась. Педагогический коллектив приложил много усилий, чтобы ученики 1 сентября могли сесть за парты. Хотя в школе было очень серо, так как стены были голые, бревенчатые полы не покрашены, потолок не оклеен, но ученикам она показалась большой, светлой, очень красивой.

Начинали его следующие учителя:

Зверев Иван Кузьмич директор, Махова Александра Прокопьевна, Оводова Олимпиада Поликарповна, Вахнова Нина Ивановна, Родичева  Мария Ивановна,  Мичурина Ираида Васильевна, Земляницын Николай Михайлович, Зверева Мария Антиповна, Петошина Клавдия Дмитриевна, Глазунова Анна Федоровна, Бакланов Георгий Андрианович.

Учеников в этом году было 250 человек.


Рис. 3. Первые учителя

Новый 1941–1942 учебный год школа начинала уже в Великую Отечественную войну. Директор школы Зверев Иван Кузьмич поставил главные задачи: учеба, помощь фронту.

Около школы были вырыты убежища для надёжного укрытия учащихся от налетов фашистских истребителей. Они в течение всей войны содержались в боевой готовности. Следы их и сейчас можно видеть за зданием школы.

Проводились занятия с учащимися по МПВО. Придавалось большее значение военной и физической подготовке школьников в условиях Отечественной войны. Проводились лыжные соревнования среди учащихся с учителями.

В школе было военное оборудование: деревянные ружья, шведская стенка, шведская скамейка и другое. В школе делалось все, чтобы помочь фронту. Собирались деньги в фонд обороны, на самолет «Южный истребитель», на танк «Вологодский пионер».

Подписывались учителя и ученики на денежно-вещевую лотерею. В 1941 году подписка составляла 630 рублей (из отчета РОНО)

Учителя подписывались на государственные займы на месячный или полуторамесячный оклад. Собирали для фронтовиков теплые вещи.

Абакумова Ф.П. (ученица школы) вспоминает, что ученики были закреплены за определенным количеством домов и с хозяевами проводили работу по сбору теплых вещей. Отдавали все, что было: рукавицы, шубы, валенки. На уроках труда с учителями ученики готовили подарки фронтовикам: носовые платки, кисеты, конверты, собирали карандаши, ручки.


Рис. 4. Абакумова Фаина Петровна

В подарки вкладывали письма, где обещали фронтовикам лучше учиться, больше помогать фронту, просили их бить врагов беспощадно, освобождать скорее нашу землю от фашистов. Получали ответные письма со словами благодарности за подарок.

В течение всей войны школьники и учителя много работали в колхозах: теребили лен, копали картошку, собирали колоски, заготовляли веточный корм (в колхозах были овцы), готовили голики для натирания полов. Считалось: "День, отработанный в колхозе – снаряд по врагу".

Отцы и братья многих учеников ушли на фронт. Шли сражения, люди гибли. Учителя готовили учеников к тому, что все может быть с отцом, братом, но надо быть готовым заменить их на фронте. Подросшие ученики уходили на фронт. Многие из них не вернулись домой, они погибли, защищая родину.

  • Козлов Александр Николаевич
  • Козлов Александр Егорович
  • Ивашков Иван Евгеньевич
  • Судаков Борис Александрович
  • Першаков Николай Федорович
  • Пахомов Александр Сергеевич


Рис. 5. Ивашков И. Е.                            Рис. 6. Першаков Н. Ф.                             Рис. 7. Пахомов А. С.

Трудно было учителям работать, ученикам учиться. Не хватало учебников. Договаривались с товарищами и занимались несколько человек по одному учебнику. Не было тетрадей, писали на обёрточной бумаге, на книгах между строчек, на старых газетах. Мало было ручек, карандашей, перьев для ручек, географических карт, таблиц по русскому языку, приборов для проведения опытов по химии и естествознанию.

Дийкова Валентина Евгеньевна (ученица) вспоминает, как она старательно разлиновывала желтые листы обёрточной бумаги, как писала на них и получала от Марии Антиповны Зверевой похвалы за старание.

Дрова заготовляли учителя и технички. Малинина М.В. и Смирнова П.И. (технический персонал) вспоминают, как ездили в лес на заготовку дров, как было трудно: их нужно было разделать, успеть к утру натопить 8 печей, чтобы дети учились в тёплом помещении. Несмотря на старание директора школы, учителей, техничек в школе было очень холодно. Это затрудняло работу.

Около школы учителя разбили участки земли, на которых сажали картофель, овощи, сеяли пшеницу. Они сами пахали участки, впрягаясь в плуг.

Воспоминания учительницы Маховой Александры Прокопьевны о Шухободской школе в годы Великой Отечественной войны.


Рис. 8. Махова Александра Прокопьевна

Махова Александра Прокопьевна работала в Шухободской школе 29 лет (1940–1969). 11 лет (1944–1955) была завучем. 5 лет (1964–1969) – директором. Награждена медалями: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За трудовое отличие».

«Помню, какое трудное время было в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). К нам приехали эвакуированные учителя из Ленинграда, Кингиссепа. Много приехало детей. В школе насчитывалось более 300 учащихся. Занимались в 3-х зданиях: в одном, в селе Шухободь, и в двух, в деревне Ботило. Всё равно помещений не хватало. В зале стояли 4-х местные столы в 2 ряда, где размещалось более 40 человек.

Хлеб стали выдавать по карточкам. Мы съедали его за один раз и ждали следующей выдачи. А иногда вместо хлеба выдавали овсяную муку. Просеять ее у нас было нечем. Испечём лепёшки с колючками и съедим за милую душу. Когда прожили первую военную голодную зиму, стали думать, как самим хлеб добывать. Чтобы дети начальных классов могли получать в школе горячие завтраки, мы обрабатывали школьный участок. Сеяли пшеницу, ячмень, сажали капусту, картошку. А как обрабатывали? Все учительницы в упряжке, директор Зверев И. К. за плугом. Учителям тоже дали небольшие земельные участки. Их вспахивали лопатами. Спасибо школьникам. Они всегда помогали. Чтобы удобрить участки, навоз носили корзиной или кузовом из деревни. На этих участках каждый для себя выращивал картошку, капусту, даже пшеницу сеяли. Сожнем, околотим снопы о косяки школьного крыльца, потом идем размалывать зерно на ручных жерновах.  Они были кое у кого в деревне. Того, что вырастет на маленьком участке было недостаточно. Поэтому все учителя летом работали в колхозах. Тогда в каждой деревне был отдельный колхоз. В Шухободи – «Память Ленина», в Ганино – «Смена», в Ладыгино – «Крестьянин», в Лаптево – «Красноармеец», в Кораблёво –  «Современное Кораблёво», в Ботило – «Коминтерн». Я работала в деревне Лаптево: косила, жала, выполняла другие работы. Всё делали вручную: косили косами, жали серпами. На сенокосе работали звеньями. Спасибо добрым людям. Они жалели учителей и всегда делились своими продуктами. Работали все дружно. Все от малых детей до самых старых были заняты делом. Мужчины были на фронте.

Благодаря самоотверженной работе женщин, детей, стариков, хозяйство не пришло в упадок. Все Госпланы по поставкам зерна, мяса, молока и другой продукции выполнялись, и сами себя колхозники обеспечивали неплохо.

Помниться каких трудов стоила заготовка дров для школы. Их заготовляли сами учителя. Директор школы Зверев. И. К., технички Малинина М. В и Смирнова П. И., все учительницы, в том числе и эвакуированные Дубровская В. В., Павлова А. Ф., Больдеман О. Р., Алексеева М. М. пошли за деревню Никитино пилить лес на корню, разделывать его на 2-х метровки и складывать в штабеля. Для всех работа была новая, тяжёлая, но и с ней справлялись. Не обошлось, правда, без курьезов. Ольгу Романовну Больдеман чуть спиленным деревом не придавило.

Заготовленные деревья колхозники привозили на лошадях к школе. Здесь их нужно было распилить и расколоть. Опять технички и сторож их распиливали. Каких это стоило трудов, чтобы приготовить дрова к следующему дню и истопить все печи.

Учиться тоже было нелегко. Тетрадей не было. Писали на оберточной бумаге. Учебник приходился на 5–6 человек. Электричества не было. Работали при свете маленькой керосиновой лампы, часто без стекла. Но и это пережили. И при таких условиях работали от души. Все учителя и школьники своим трудом и денежными взносами помогали фронту. Собирали деньги на строительство танка «Вологодский комсомолец», в фонд обороны. Валентина Александровна Коврякова, будучи ученицей 7-го класса, внесла 75 рублей. Некоторые учащиеся вносили по 100 рублей. Учителя, кроме этих взносов, подписывались на государственные займы в размере месячной или полуторамесячной заработной платы. Школа, как в военные, так и в послевоенные годы всегда помогала колхозам, а потом совхозам.

Учителя вместе с учениками вывозили навоз со дворов, теребили лен, копали картошку. Никакой работы не боялись. Поэтому выросли все трудолюбивые. Я, например, не знаю, чтобы кто-то из выпускников нашей школы стал тунеядцем, лодырем. Все честно отработали до пенсии или продолжают работать.

Мой вам совет, ребята – всегда трудиться от души, живите по-честному, чтобы совесть ваша была чиста. Если каждый на своём месте будет добросовестно трудиться, тогда будет успех».


Рис. 9. Земляницын Николай Михайлович

Земляницын Николай Михайлович учитель Шухободской школы. За трудовую доблесть в годы войны он награжден Орденом Ленина.

Под его руководством в годы войны была организована работа по ликвидации неграмотности среди населения, часто выходил в колхозы с лекциями и докладами.

При школе работала изба-читальня, редактором которой был учитель Бакланов Георгий Андрианович.


Рис. 10. Бакланов Георгий Андрианович

Члены совета избы-читальни вели большую работу с населением. Депутат Шухободского сельского совета Георгий Андрианович вел большую общественную работу. Бакланов Г.А. часто встречался со школьниками уже в послевоенное время. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Мичурина Ираида Васильевна учитель русского языка и литературы проработала в Шухободской школе с 1940 года по 1965 год.


Рис. 11. Мичурина Ираида Васильевна

В годы войны с детьми держала переписку с фронтовиками, готовила для ребят завтраки, дежурили ночью в школе у телефона. Ираида Васильевна в своих воспоминаниях пишет: «В годы войны ребят принимали в пионеры, галстуки были самодельные, сами шили и красили. Часто беседовала с детьми о фронтовых буднях солдат, учила быть стойкими, быть готовыми заменить отцов, братьев на фронте».

Награждена медалью «За трудовую доблесть», значком «Отличник народного просвещения».

Трудовой подвиг учителей в годы Великой Отечественной войне останется в памяти молодого поколения.

Учителя Махова А. П. и Мичурина И В., вспоминают, что, несмотря на огромные трудности, учащиеся учились хорошо. Многие из них, учившиеся в годы войны, стали хорошими тружениками и гордостью села Шухободь. О некоторых из них мы сегодня расскажем.

Водовозов В. М. – директор СПТУ №1 с. Шухободь.


Рис. 12. Водовозов Виктор Михайлович

Виктор Михайлович целиком посвятил себя сложнейшей науке обучения подрастающего поколения механизаторским профессиям, воспитания любви и уважения к нелегкому труду на земле. Заслуженный учитель РСФСР, отличник профтехобразования Виктор Михайлович прожил большую, интересную и очень активную жизнь.

Коврякова Валентина Александровна. В 14 лет ее приняли в колхоз «Современное Кораблёво» (1943 год).


Рис. 13. Коврякова Валентина Александровна

Приходилось по 15 часов в сутки работать в поле, пахать на лошади, заготовлять сено на зиму. Всю жизнь прожила Валентина Александровна в Шухободи. С 1945 года была бригадиром полеводческой бригады. В1961 году присвоено почетное звание «Ударник коммунистического труда». В 1970 году она – участница ВДНХ. Дважды награждена медалью «Ветеран труда», а 1971 году – орденом Ленина за высокие показатели в выращивании зерновых и льна. Коврякова В.А. имеет 5 медалей за доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Дмитриев Александр Поликарпович закончил четыре класса Шухободской школы в 1941 году.


Рис. 14. Дмитриев Александр Поликарпович. Фото 1975 г.

После того, как отец ушел на фронт, начал работать в колхозе. В 1943 году уже пахал на лошади. За 25–30 дней посевной вспахивал 18–20 га на лошадь.

Александр Поликарпович закончил в 1954 году Шухободскую школу механизации и работал в совхозе «Шухободский» бригадиром тракторной бригады и был наставником молодых механизаторов. За время трудовой деятельности вел большую общественную работу, был членом бюро Череповецкого райкома партии, депутатом Абакановского сельского совета, председателем группы народного контроля совхоза, членом народной дружины, председателем Совета ветеранов.

За свою трудовую деятельность награжден: орденом «Трудового Красного знамени», медалью за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», медалью «Ветеран труда», знак «Победитель социалистического соревнования», участник ВДНХ СССР. За успехи в труде занесен на Районную доску почета.

Мы, молодое поколение, гордимся и помним наших земляков ветеранов педагогического труда, ветеранов войны, тружеников тыла.

Спасибо! Всем, кто жизнь отдал,
За Русь родную, за свободу,
Кто страх забыл и воевал,
Служа любимому народу.
Спасибо Вам,
Ваш подвиг вечен,
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце,
Героев не забудем, Никогда!

Автор : joomla блоги