Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка: интеллект-карты
- Подробности
- Автор: Мурахина Надежда Алексеевна
-
Категория: Новости
-
Опубликовано: 19 Декабрь 2016
-
Просмотров: 3869
Обучение в сотрудничестве – одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы или вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все участники оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, но при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Основная идея данной технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Важно уточнить, что технология сотрудничества основана на взаимопомощи участников педагогического процесса, но никак не соперничестве.
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ребёнок приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и возможности социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.
Ребята из 7 класса подготовили интеллект-карту на тему «Модальные глаголы» (учебник «Enjoy English, Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.», раздел «School is fun if you are optimistic!»), где они смоделировали свой проект в виде Устава нашей школы, представив Кодекс правил поведения, из которого наглядно видно, что можно и что нельзя делать учащимся в нашем учебном заведении.
Учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причём важно, что эта эффективность касается не только академических успехов ребят и их интеллектуального развития, но и нравственных ориентиров.
В связи с этим на уроке английского языка 8 классу был предложен такой способ взаимодеятельности как составление интеллект-карты по теме учебника «Enjoy English 8, М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева» «This Earth Was Made For You And Me», где сквозной темой выступило понимание проблемы защиты окружающей среды.
Ребята очень вдумчиво разработали схему интеллект-карты, выделив в ней основную проблему и смоделировав пути её решения. Особенно хотелось бы отметить грандиозный во всех отношениях вклад в совместную работу Безвытной Ксении, Орловой Анастасии, Сидоренко Павла и Хабачевой Варвары, где ими были рассмотрены различные источники негативного влияния на окружающую среду и последовательно предложены логичные способы реализации помощи нашей планете.
Цель: единый результат от всей группы (в виде одной модели).
Распределение ролей: материалы по типу «пила» (каждый участник группы выполняет только свою часть задания, которое он должен выполнить индивидуально).
Поощрения: балльная оценка и оформление информационного стенда.
В чём же заключается структурное содержание интеллект-карт (или ментальных карт, как их ещё называют в литературе)? Вот несколько практических рекомендаций по их составлению, предложенных Тони Бьюзеном:
- Всегда используйте центральный образ.
- Как можно чаще используйте графику.
- Для центрального образа используйте три и более цветов.
- Чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы.
- Пользуйтесь комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия.
- Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
- Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.
- Старайтесь, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
- Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
- Не игнорируйте многообразие цветовой гаммы.
- Применяйте кодирование информации.
- Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
- Предпочитайте печатные буквы.
- Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
- Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
- Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
- Делайте главные линии плавными и более жирными.
- Выделяйте блоки важной информации с помощью линий.
- Следите за тем, чтобы рисунки (образы) были предельно ясными.
- Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
- Старайтесь располагать слова горизонтально.
- Соблюдайте иерархию мыслей.
- Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.
В современном образовании всё больший акцент делается на работу с информацией. Детям становится необходимо уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически оценивать получаемую информацию и делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, с каждым днём становится актуальной и значимой.